Содержание:

Текст

Ноты

Фонограммы

Фотогалерея

Отзывы, статьи, интервью

Гостевая

на основную


Rambler's Top100

Отзывы, статьи, интервью Rambler's Top100

МАГНИТОГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

Кафедра хорового дирижирования

Дипломный реферат

Творческий портрет уральского композитора Владимира Сидорова

Кантата “ На Урале заводском ” (№7 “Пугало”, №8 “Старинная песня”)

 Выполнил: студент 5 курса

Деев Константин

Педагог-консультант:

Ст. преподаватель Силагина Н.С.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1: Развитие композиторского творчества на Южном Урале

ГЛАВА 2: Обзор творчества В.А.Сидорова

ГЛАВА 3: Кантата “На Урале заводском ” (вокально-хоровой и исполнительский анализ №7 “Пугало”, №8 “Старинная песня”)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 1

Развитие композиторского творчества на южном Урале

История Урала – одна из самых ярких и героических страниц в истории России. В конце 16 века на Южном Урале в результате строительства ряда пограничных укреплений происходит заселение земель русскими колонистами и переселенцами из числа народов Поволжья. С возникновением русских казачьих поселений появляются новые возможности для общего культурного развития края. Переселенцы приносят сюда русскую письменность и традиции народного художественного творчества.

В конце 17 – начале 18 веков на Урале большое развитие получила крупная горно-металлургическая промышленность. Мастеровые и рудокопы, углежоги и дровосеки, плотники, каменщики и другие рабочие люди поднимали её на ноги. В казачьих станицах строились православные храмы и при них церковно-приходские школы. Они явились главными культурными очагами возникших поселений. Одним из таких центров на Южном Урале была станица Магнитная, образованная в 1743 году. ( 8 )

Южноуральский регион в музыкальном отношении долгое время оставался провинциальным захолустьем России. И хотя в наших краях в 18 – 19 веках устраивались концерты, музыкальные собрания, выписывалась музыкальная литература и продавались музыкальные инструменты, говорить о развитой музыкальной культуре того времени не приходится.(2 )

Музыкальная культура Южного Урала стала активно развиваться с конца 19 века. Особый интерес к музыки проявляли самые богатые южноуральцы, которые имели собственные небольшие оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. Одними из ярких представителей этого слоя общества были братья Покровские и управляющий винокуренным заводом М.Д.Кетов. Среди жителей Челябинска даже ходили такие разговоры : “Чтобы поступить к Покровским или Кетову на работу, надо непременно уметь петь или играть на каком-либо инструменте.” ( 2 )

Музыкальная культура этого периода проявлялась в основном в форме любительства. “Основу репертуара составляли старинные казачьи песни, не утратившие своё значение и в начале 20 века. Большой популярностью пользовался сборник “Песни оренбургских казаков”, составленный сотником А.И.Мякутиным и опубликованный в 1905 году.” ( 8 )

В конце 19-го начале 20-го веков на Южный Урал всё чаще приезжают на гастроли известные музыканты. Толчком к активизации концертной деятельности исполнителей из центральных городов России послужило строительство Транссиба. Известно, например, что в Златоуст в 1892 году заезжал с концертами Ф.И.Шаляпин, тогда ещё начинающий оперный артист. В 1903 году в Челябинск приехал 26-летний Г.Моргулис, ставший по существу зачинателем музыкальной культуры Южного Урала.( 2 )

Поворотной вехой, коренным образом изменившей жизнь казачьих станиц, стало грандиозное строительство металлургического гиганта. В этот период зарождаются первые ростки музыкальной культуры Магнитостроя, вобравшие в себя плодотворные идеи музыкальной педагогики и музыкального просвещения 20-х годов. “С первых дней строительства сюда приехали талантливые и высокообразованные музыканты. Ими был заложен основательный фундамент подлинной музыкальной и, шире, художественной культуры. Благодаря им оказалось возможным в значительной мере сохранять то, что, может быть, утрачивалось в других культурных центрах страны : и направленность всей музыкальной работы на широкое, профессионально оснащённое просветительство, и высокая духовная наполненность творческих акций, и обновлённые связи с художественной культурой прошлого.” ( 8 ) Деятельность таких замечательных музыкантов, как Л.Авербух, В.Дехтерёва, М.Новикова, Н.Гуревич, Л.Вайнштейна стала мощным импульсом развития музыкальной культуры Магнитостроя.

Южноуральская земля взрастила целую плеяду музыкантов, многие из которых внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки. Такие имена, как В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), Н.Факторович (один из создателей симфонического оркестра филармонии), Е.Филиппова (многие годы являлась главным дирижёром театра оперетты), И.Зак (заложил прочный фундамент в деятельность Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки), С.Г.Эйдинов – музыкант – легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы), Магнитогорск музыкальный невозможно представить без этого удивительного человека, составляют гордость культуры Южного Урала.( 2 )

В послевоенные годы начинает активно развиваться творчество композиторов-любителей. В нём главным образом отразился внутренний мир человеческих переживаний, отклик на происходящие события в городе и в южноуральском регионе. В основе мелодики ярко проявились черты народной песенности. Шутов Иван Иосифович – один из первых композиторов-любителей Южного Урала. “В его музыке, как в чистой реке, отразилось всё, что составляет душу русского человека : его любовь, боль, история его жизни, дорогие сердцу места.” Композитором написано много произведений (песен) об Урале, воспевающих красоту, раздолье родной земли, трудолюбие, мужество её сыновей и дочерей. ( 2 )

Среди первых основателей, заложивших фундамент профессиональной композиторской деятельности в Челябинской области выделяются фигуры Е.Гудкова и М.Смирнова, которые начали работать в 60-е годы. Именно они написали первые страницы музыкальной летописи Челябинска. Это подтверждает музыковед С.Губницкая в статье “До новых Уральских зорь” : “Гудков и Смирнов – представители старшего поколения челябинских композиторов, с их именами связано становление композиторского творчества в нашей области…Их творчество – это всегда непосредственный отклик на важнейшие события наших дней, это отражение чувств и устремлений русского человека.” ( 9 )

В 70-е годы в Челябинске образовалось объединение композиторов, представленное яркими, неповторимыми дарованиями. А в мае 1983-го года открывается Челябинское отделение Союза композиторов РСФСР. В этом же году (18-го декабря) в Свердловске состоялся 12-тый пленум композиторской организации Урала, посвящённый творчеству молодых авторов. Сегодня это хорошо известные имена в среде музыкантов-любителей и профессионалов : Ю.Е.Гальперин, В.П.Веккер, В.Я.Семененко, В.А.Сидоров, А.Кривошей и другие. Их творчество составляет яркое и интересное направление в музыкальной жизни области и оказывает существенное влияние на развитие музыкальной культуры Урала.

Излюбленной темой уральских композиторов является тема Родины, её историческое прошлое, будни современности, отразившиеся в произведениях Е.Гудкова (оратория “Мне Россия сердце подарила”), М.Смирнова (кантата “Славься наша держава”), В.Гибалина (цикл “Счастье трудных дорог”) и другие.

Нет ни одного крупного события в жизни страны, которое не получило бы отзвук в сочинениях уральских композиторов : Ю.Гальперин кантата “Победная весна”, написанная к 30-летию победы над фашизмом, М.Смирнов “Слава народу победителю”, В.Сидоров оратория “Сказание о Магнитной горе”, посвящённая 50-летию Магнитогорского Металлургического Комбината и другие.

При всей широте творческих интересов уральских композиторов, множественности тем, различной образной амплитуде, чётко прослеживается одна тема, которая роднит всех авторов : это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу каменного пояса, наш сегодняшний день. Обращение композиторов к региональной поэзии и литературе позволило не только глубоко освоить историю, традиции, современные проблемы своего края, но и создать новые возможности их осмысления, соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Урала с общими тенденциями и движениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора. Это прежде всего песни на стихи уральских поэтов И.Пальмова, Г.Суздалева, Б.Ручьёва, В.Тимофеева, Л.Татьяничевой и другие. Среди наиболее ярких произведений можно назвать “В Урале Русь отражена” Е.Гудкова, “Счастье трудных дорог” В.Гибалина, “Урал – золотая земля”, “Ильмень-озеро”, “Уральские горы” М.Смирнова, “Магнитогорские мосты”, “У завода – город”, “Песня о любимом городе” В.Сидорова и другие.

Органическое взаимодействие уральской литературы и музыки – это та плодотворная основа, на которой рождены интересные музыкальные произведения различных жанров. Очень обширна и значительна часть творчества, которая представлена вокально-хоровыми, циклическими, кантатно-ораториальными жанрами – опера “Аносов” В.П.Веккера,

оратории :В.Семененко “Поэма о Магнитке” на стихи поэтов- уральцев, “Имени железного наркома”, “Седой Урал” М.Смирнова, “Я по земле иду” Ю.Гальперина, “Мне Россия сердце подарила” Е.Гудкого на слова В.Сорокина, кантаты : “Ключ земли” на слова Л.Чернышёва, “Славься наша держава” М.Смирнова, “Победная весна” Ю.Гальперина на стихи уральских поэтов, “Светлый день” Е.Гудкова на слова Н.Рубинской, хоровые циклы: “Времена года” Е.Гудкова, “Осенние гармонии”, “Вечный огонь” В.Гибалина, “Бабьи пески” Ю.Гальперина, “Край любимый” Сиротина и другие.

Деятельность уральских композиторов – яркая интересная страница в музыкальной жизни области. Жанровый диапазон музыки южноуральцев широк и практически включает всё – от песни до симфонии. Поскольку во 2 и 3 главах речь пойдёт о творчестве магнитогорского композитора Владимира Александровича Сидорова, то хотелось бы уделить внимание развитию композиторского творчества в городе Магнитогорске. В целом, оно“…весьма скромно по масштабам и достижениям, и как феномен музыкально-культурного процесса пребывает в стадии формирования профессиональных традиций.” ( 13 )

Долгое время музыкальной среды для создания композиторского потенциала в Магнитогорске объективно не существовало. Объясняется это унифицированностью культурной политики, базирующейся на выполнении социального заказа с привлечением маститых композиторов, что резко снижало потребность в собственных профессиональных кадрах. Таким образом, вплоть до начала 90-х годов интерес к композиции проявляли только любители. Среди их сочинений встречаются “академические” хоровые и инструментальные опусы, произведения в фольклорном стиле, рок и поп-композиции, бардовские песни. В сравнении с профессионалами их творчество не столь разносторонне и исчерпывается, преимущественно, одним-двумя жанровыми направлениями. Большая часть произведений создана в жанрах вокальной музыки.

Типично песенные традиции, продолжающие линию советской массовой музыки можно проследить в сочинениях Виктора Васкевича, Евгении Карпуниной, Александра Никитина, Ирины Курдаковой, Владимира Брайцева, Ивана Капитонова, Тамилы Яес. В их творчестве присутствуют разнообразные элементы композиторской техники, что свидетельствует об умелом, вдумчивом отборе музыкально-выразительных средств, направленных для воплощения определённых образов, на передачу тончайших нюансов настроений. Например песни В.Васкевича “Ветераны”, В.Брайцева “Память”, И.Капитонова “Нам как воздух нужен мир” представляют собой сплав мелодических оборотов городского бытового романса, песни-марша и активных танцевальных ритмов. Влияние “чувственных” интонаций лирико-бытовой песни прослеживается в “Рождественском романсе” В.Васкевича, “Годы” И.Капитонова, “Что прожито, то прожито” В.Брайцева. А.Никитин в собственных сочинениях и обработках народных песен тонко использует возможности и хорового звучания, и выразительные приёмы хорового интонирования. В произведениях Е.Карпуниной мы найдём и песню-композицию (“Антивоенная песнь”), песню-сцену (“Фигаро”), песню-романс (“Из Лермонтова”) и пьесу-стилизацию (“Танцующий рояль”).

Значительное место в творчестве И.Курдаковой, В.Васкевича, Е.Карпуниной отводится произведениям для детей. Они существенно обогощают репертуар детских исполнительских коллективов и способствуют развитию традиций данного направления в музыкальном искусстве. Наиболее популярными являются вокальный цикл Ирины Курдаковой “Круглый год – весёлый год”, песни-сценки “Старый барабанщик” Виктора Васкевича, “Радуга” Евгении Карпуниной.

В сфере развлекательной культуры наиболее известные авторы – Виталий Титов, Владимир Лекарчук, Евгений Кораблёв, Владимир Тяпков, Алексей Бакланов и другие. Рок-музыка, поп-музыка, джаз, бардовская песня – вот типичные направления их творчества. Каждый из музыкантов обращается к близкой ему форме выражения и делает это на таком уровне, который позволяет его произведениям находить своего слушателя.(13 )

Определённая часть произведений, создаваемая в жанрах туристских, танцевально-лирических и стилизованных народных песен, зачастую существуют как городской фольклор. Тенденция, типичная для их любительской деятельности заключается в том, что функции автора и исполнителя совмещаются в одном лице. “Многообразие жанрово-стилевых ориентаций позволяет композиторам воплотить полярные мироощущения и передать контрастное образно-эмоциональное состояние восприятия действительности. Философское осмысление жизни, поэтическая созерцательность, высокая одухотворённость, воспевание “земных” радостей, нигилистическое отрицание – таков мир музыки авторов-любителей.” (13) Предпочтение они также отдают вокальной музыке. Диапазон её разновидностей весьма широк: от произведений, написанных в традициях профессионального хорового искусства, стилизованных или аранжированных в национальном духе (песни уральских казаков, татарские, башкирские песни), массовых песен до сочинений с использованием “атрибутики” хард-рока и диско.

В ином ракурсе представлена композиторская деятельность преподавателей кафедры народных инструментов Магнитогорской консерватории Рафаила Бакирова и Александра Мордуховича. Композиторская деятельность является для них второй специальностью наравне с основной – исполнительско-педагогической. Ведущее место в творчестве занимает музыка, написанная для народных инструментов : для баяна, аккордеона, балалайки. Однако жанровая палитра произведений достаточно разнообразна – симфония, соната, сюита, концерт, вариация, миниатюра, песенный цикл.

Оба композитора широко востребованы в Магнитогорске. Их произведения пополняют не только исполнительский, но и педагогический репертуар студентов и учащихся музыкальных школ. “Профессиональное, по уровню мастерства, творчество композиторов ориентируется на определённые национальные традиции. В произведениях Рафаила Бакирова разнопланово преломляется песенно-танцевальная культура татарского народа. Кроме обработок песен он создаёт ряд произведений : татарский триптих для балалайки с оркестром, сюиту на татарские народные темы для ансамбля народных инструментов и другие, в которых цитируется народный материал и используются характерные для последнего принципы развития, подчёркивающие национальный колорит.

Стилевые черты еврейской музыки оказывают влияние на многие сочинения Александра Мордуховича, стремящегося через типичные интонационные и метроритмические особенности воссоздать богатство и выразительность национального музыкального языка. Оба композитора – и А.Мордухович и Р.Бакиров – обращаются и к русской народной музыке, применяя в своём творчестве разные способы её освоения ( от цитирования до обобщения через национальный стиль).” (13)

Своеобразной вехой в формировании традиций композиторского творчества города Магнитогорска можно считать 1983 год, когда город обрёл своего первого профессионального композитора, выпускника Магнитогорского музыкального училища, а затем и Уральской консерватории. О его творчестве подробнее пойдёт разговор в следующей главе.

Подводя итоги всему выше сказанному, хочется ещё раз отметить, что профессиональная композиторская деятельность в Магнитогорске сосредоточилась в тех областях, которые были связаны с традицией самодеятельного музицирования. Очевидно именно любительское пение и игра на народных музыкальных инструментах обусловили возникновение самодеятельного композиторского творчества. Последующее же развитие профессионального исполнительства (главным образом хорового и на народных инструментах) стимулировали формирование соответствующих профессиональных композиторских навыков.

ГЛАВА 2

Обзор творчества В.А.Сидорова.

Своеобразной точкой отсчёта в формировании традиций композиторского творчества города Магнитогорска можно считать 1983 год, связанный с появлением здесь своего первого профессионального композитора, коренного магнитогорца Владимира Сидорова.

Родился Владимир Александрович 1 октября 1956 года. Родители его не были музыкантами, но в доме всегда царила атмосфера праздника. В семье часто пели под гармонь, собираясь на посиделки. Интерес к этому инструменту маленький Володя стал проявлять ещё в младенчестве. А в 12 лет он поступает в музыкальную школу №2 и занимается по классу баяна у преподавателя В.М.Брайцева.

В эти же годы В.Сидоров делает свои первые шаги в композиторском творчестве. Первое его произведение – обработка русской народной песни “Весёлые гуси” прозвучало в авторском исполнении на городском конкурсе юных баянистов и было удостоено почётной грамоты. За время обучения в музыкальной школе юный композитор сочиняет и сам исполняет на школьных концертах этюды и пьесы. В дальнейшем 28 этюдов и пьес для баяна вошли в сборник, а недавно были изданы магнитогорским издательством.

За годы учёбы в училище на теоретическом отделении В.Сидоров делает свои первые шаги по композиции в различных музыкальных жанрах. Это – романсы на стихи русских поэтов, в жанре камерно-инструментальной музыки – соната для баяна (“Детская”) в 3-х частях, струнный квартет №1 в 5-ти частях. Среди произведений для оркестра – “Русская сказка”, симфоническая сюита и другие.(Приложение№1)

В 1977 году по окончании Магнитогорского музыкального училища и уже имея за плечами начальный композиторский стаж, В.Сидоров поступает в Уральскую государственную консерваторию имени М.П.Мусоргского. На вступительном экзамене по композиции, на суд строгой комиссии, была представлена Фантазия на тему русской народной песни “Из-за синих гор”, написанная для оркестра народных инструментов. С поступлением в консерваторию был определён дальнейший путь – путь профессионального композитора.

За годы учёбы в ВУЗе в классе В.Д.Бибергана, а затем – В.А.Кобекина было создано большое количество разноплановых произведений, первыми исполнителями их стали студенты консерватории. Назовём лишь некоторые из сочинений этого периода – камерная опера по пьесе М.Метерлинка “Слепые”, увертюра для симфонического оркестра, различные хоровые произведения, трио для флейты, скрипки и виолончели, шесть нежных романсов для баритона с фортепиано, концертино для трёх труб с фортепиано и другие (Приложение №1). Будучи студентом, композитор успешно сотрудничает с коллективами Магнитогорска. По заказу Магнитогорского металлургического комбината, к 50-летию предприятия была написана оратория “Сказание о Магнитной горе”, впервые прозвучавшая в исполнении Магнитогорской государственной хоровой капеллы под управлением С.Г.Эйдинова, а для оркестра русских народных инструментов Магнитогорского музыкального училища (руководитель А.Н.Якупов) была написана сюита “Счастье моё” на стихи нашей землячки Р.А.Дышаленковой. Это произведение получило широкую признательность у слушателей на зональном конкурсе оркестров народных инструментов.

Выезжая в творческие экспедиции по уральским селениям, В.Сидоров знакомится с фольклором, собирает различные песни и мелодии. Эти записи ложатся в основу кантаты “Уральские казачьи песни”, которая была представлена на выпускном государственном экзамене консерватории в 1983 году. Приезд Владимира Александровича на работу в родной город, его активная общественная деятельность переводят самодеятельное композиторское творчество на другой уровень бытования.

С 1983 года В.Сидоров живёт и работает в городе Магнитогорске. Преподавая в музыкальном училище, плодотворно продолжает заниматься композиторской деятельностью. В 1985 году становится Членом музыкального фонда Союза композиторов СССР, является активным участником семинаров творческой молодёжи, пленумов Сведловского и Челябинского отделений Союза композиторов СССР. С 1995 года доцент Магнитогорской Государственной Косерватории

Творческая индивидуальность композитора проявляется в различных жанрах. Это камерные инструментальные произведения, камерные вокальные произведения, песни, хоровые и оркестровые сочинения, музыкально-драматические произведения . Как многогранный художник Владимир Сидоров показывает себя и в детской тематике. Кроме хоровых циклов для юных исполнителей им написаны мюзикл “Сказки дедушки Скрипа”, опера “Маленький принц”, множество песен.

Большое место в творчестве композитора занимают песни с разнообразной тематикой. Широк исторический и географический диапазон литературы, к которой обращается Владимир Александрович. Он активно сотрудничает с уральскими поэтами. На стихи Василия Николаева написана песня “Монумент”, сюита из 5-ти песен “Цветы – дети”, восемь песен на стихи Валерия Тимофеева, песни на стихи Людмилы Татьяничевой, Владилена Машковцева, Бориса Ручьёва, Нины Кондратковской, Риммы Дышаленковой, Василия Макарова и другие. Тематический диапазон песен очень широк: тема родного края раскрывается в песнях, посвящённых Магнитогорску: “Песня о любимом городе”, “Шумит Магнитка”, “Домик в три окна”, “Единственная первая Магнитка” и другие, тема любви и дружбы отразилась в песнях “Ожидание”, “Письма”, “Помни меня”, “Переоценка ценностей” и другие. Много песен написано композитором на собственные тексты: “Дружеский уговор”, “Магнитогорск играет в хоккей”, “Друзьям, “Мне хорошо с тобой” и другие. Среди песен на стихи зарубежных поэтов: “Отказ от серьёзной поэзии” (Аноним 3 в.до н.э., древний Рим), “В пригородном поезде” (У.Джоши, Индия), “Я скромной девушкой была” (из вагантов), “Шела О, Нил” ( Р.Бёрнс ), “Небо бездонное” (Ф.Х.Дагларджа, Турция), “Как и ты” (Р.Дальтон, Сальводор) и другие. Многообразие поэтических интересов композитора – от восточной поэзии до современников магнитогорцев нашло отражение в камерной вокальной музыке, хоровых сочинениях, музыкально-драматических произведениях. Среди романсов и песен “Пять нежных романсов” для баритона с фортепиано (на стихи разных поэтов), вокальные циклы для сопрано с фортепиано на стихи Соломеи Нерис и Гарсии Лорки и другие. (Приложение №1)

Написанные в разные годы хоры отражают различные образные и стилевые сферы творчества композитора от произведений с народной основой (“Колядка” для смешанного хора без сопровождения, “Две веснянки” для женского хора, скрипки и фортепиано) – до драматических и серьёзных (хоровая сюита из оперы-предания “Покорение-новгорода”, “Сказание о Магнитной горе” оратория для чтеца, хора и оркестра). При всей разнохарактерности хоровых произведений, их мелодический стих един в своей основе. Ясность мышления, демократизм языка, установка на простоту высказывания обусловлены прежде всего натурой музыканта. Слово для него не только импульс, оно определяет образ, стиль, структуру. Показательны в этом отношении как хоровые произведения (кантаты: “Уральские казачьи песни”, “Послание Фредмана”, “На Урале заводском” и другие), так и музыкально-драматические произведения (музыкальная фантасмагория “Циники”, лирические гимны на ветхозаветные тексты “Песнь песней царя Соломона”, “Реквием” на библейские сюжеты и тексты Ницше, Шопенгауэра и другие сочинения). Образы его вокально-хоровых произведений зримы, конкретны, персонифицированы.

Композитор пристрастно относится к выбору поэтического текста. Его обращение к тем или иным поэтам связано с близостью их духовного мира, с их интересом к психологии конфликтного отношения человека и окружающего мира. Смысловая ёмкость, “вещность” метафор, высокая интелегентность стихов, их кажущаяся простота, скрывающая сложный философский смысл, - эти композиторские стилевые качества поэзии находят органичное воплощение в музыке (четыре хора на стихи восточных поэтов, “Любовь Александра Блока” – монодрама в 5-ти картинах, “Покорение Новгорода” - опера-предание). В жанре “лёгкой” музыки В.Сидоровым написаны “Беда от нежного сердца” – водевиль по пьесе В.Соллогуба, “Советы начинающим кулинарам” – четыре хора без сопровождения на тексты из поваренной книги. Хотелось бы отметить, что сценарии и либретто всех музыкально-драматических произведений написаны самим композитором. Многие вокально-хоровые и музыкально-драматические произведения расчитаны на высокопрофессиональное исполнение, так как содержат значительные технические, фактурные, гармонические трудности, требующие большой эмоциональной отдачи. Именно в интерпретациях этой музыки проявляется хоровой исполнительский стиль, сочетающий в себе техническое мастерство, вокальную, динамическую и ритмическую гибкость с содержательностью, задушевностью, эмоциональностью звучания тембровых красок партий и духовной значимостью исполнения.

В циклических произведениях В.Сидоров практически никогда не указывает характер исполнения музыки, проставляя только метроритм. Композитор считает, что музыкальный тематизм говорит сам за себя. Если музыка торжественного характера или танцевального, то нет необходимости пояснять это ещё какими-либо терминами. Исполнителю в таких произведениях даётся свобода интерпритации в рамках заданного текста. Примерами таких произведений являются хоровая поэма на стихи Андрея Вознесенского “Мастера”, кантата “На Урале заводском”. Среди крупных по форме сочинений есть произведения, написанные не для концертного исполнения, а индивидуального прослушивания. Произведение “Реквием” создано в студийных условиях и не предназначено для концертной эстрады, то же можно сказать о кантате “Послание Фредмана”, написанной для чтеца, хора и клавесина по произведениям К.М.Бельмана (Швеция).

В.Сидоровым создано множество инструментальных и оркестровых произведений. Наибольшей популярностью пользуются сочинения, написанные для оркестра или ансамбля русских народных инструментов. Не раз звучали на концертах “Три русские народные песни” (“Усы”, “Лебёдушка”, “Хозяйка”), сюита “Счастье моё” на стихи Р.Дышаленковой, написанная для вокального ансамбля и оркестра русских народных инструментов, “Бурятский триптих”. Композитором написаны две сюиты для баяна, “Три курьёза” для ансамбля народных инструментов, три русские песни для синтезатора и ансамбля народных инструментов. Среди сочинений для симфонического оркестра можно назвать “Русскую сказку” – симфоническая сюита, оркестровая сюита из оратории “Сказание о Магнитной горе”, гимн “Святая русь” и другие.

Инструментальная музыка достаточно разнообразна. Большое место занимают произведения, написанные для фортепиано: “Пять принципов” для хорошо подготовленного фортепиано; вариации, “Прелюдия, этюд и импровизация”, “Юношеский концерт” для фортепиано с оркестром и другие (приложение №1). Камерно-инструментальные сочинения представлены для разных инструментов – труб, скрипки, виолончели, флейты, гобоя, контрабаса, альта. Таким образом можно отметить, что в творческом багаже композитора произведения различных жанров, для различных составов и категорий исполнителей.

В творческой копилке В.Сидорова не только музыкальные сочинения, но и поэтические сборники, проза. В 1992 году был издан первый поэтический сборник “Ночь в холодном купе”. (Стихомысли в рифму и без), а в1997 год опубликованы стихомысли и стихопесни “Аллегория иронии”. Об “Аллегории иронии” Римма Андрияновна Дышаленкова так сказала: “Выпущенный сборник его стихов отмечен авангардными исканиями кратчайшей формы, то есть одна метафора – и достаточно. Это как бы утешает своё эстетическое сердце.” (Из личной беседы с поэтессой).

В заключении главы хочется привести ряд высказываний поэтов, сотрудничавших с композитором в разные годы: Павлов Александр Борисович родился в 1950 году в Магнитогорске. Окончил литературный институт имени М.А.Горького, автор более 10 поэтических сборников, лауреат областной премии “Орлёнок”. Член Союза писателей России. “…Владимир отбирает для своих песен настоящую поэзию, добавляет и усиливает присущий ей звуковой ряд. Как композитор, он прекрасно понимает фоническую организацию души поэта…”

Борис Дубровин – известный московский поэт, участник Великой Отечественной войны, автор 32 книг, лауреат всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов: “ Я очарован вашей музыкой и рад был познакомиться с серьёзным и очень талантливым композитором. Вы настоящий художник и мастер, который умеет всё. Будем надеяться, что наш “Паровоз” вперёд полетит…”

Машковцев Владилен (1929-1997) – родился в Тюмени. Окончил литературный институт имени М.А.Горького, член СП СССР, автор более 15 книг: “Владимир Сидоров – талантливый композитор, музыка его часто гипнотична, врывается в жизнь явлением…”

ГЛАВА 3

Кантата “На Урале заводском”

Как будто иероглиф Пифагор,

Ты слышишь музыку небесных сфер.

Но музыку магнитогорских гор,

Ты видишь будто грозный Люцифер.

Р.Дышаленкова

(Посвящение В.Сидорову).

Кантата “На Урале заводском” написана для смешанного хора без сопровождения в 10-ти частях в 1986 году. Произведение создано в творческом содружестве с уральской поэтессой Риммой Дышаленковой.

Римма Андрияновна Дышаленкова – родилась в 1942 году в Башкирии. Рабочая жизнь на Магнитке началась у неё на цементном заводе, где Римма Андрияновна проработала 10 лет : “Судьбы неясное начало сравнимо с обжигом в печах. Я жизнь в Магнитке начинала на сортировке кирпича.”. Эти поэтические строки, взятые из стихотворения “Вступление” ( 5 ) говорят о том, что поэтесса не по наслышке знает о тяжёлой рабочей доле. В стихах о сортировке кирпича, о тяжёлом труде на заводе, один из тогда уже известных уральских поэтов, Борис Ручьёв увидел настоящую заводскую лирику. Он посоветовал Р. Дышаленковой поступать в литературный институт, дав ей рекомендацию. Так начались годы учёбы в Московском литературном институте имени М.А.Горького.

Участие Р.Дышаленковой в делах магнитогорского литобъединения, учёба в Литературном институте имени М.А.Горького (который она закончила в 1974 г.), общение с Борисом Ручьёвым, светлой памяти Ниной Георгиевной Кондратковской, Юрием Петровым, Станиславом Мелешиным, Владиленом Машковцевым – всё это не только факты её личной биографии, но и писательского творчества.

В 1978 году выходит в свет её первая книга. Сборник стихов “Четыре окна”, выпущенный столичным издательством “Современник”, приносит поэтессе писательское признание. Основная тема стихов – рабочий Урал, “огнеупорство” уральского характера (“Рабочее общежитие”, “Крановщицы”, “В цехе” и другие). Немало интересных строк, посвящённых детству, первой любви, материнству (“Мама”, “Собака и мальчик”, “Свадебная” и другие). “Никто с такой нежностью не сумел признаться в любви к работящей Магнитке, как Римма Андрияновна в своём “Колыбельном трамвае”. Нужно самому испытать усталость после гремящих ночных смен, чтобы почувствовать …точность её строк о том, как “ с улыбкой талой погружается в сон виновато – усталый колыбельный вагон. И заводы стихают, и цветы расцветают, и проспекты встречают колыбельный трамвай” ( 6 ).

В 1979 году Р.Дышаленкова становится членом Союза писателей России. А в 1985 году издаётся её вторая книга “Уральская кадриль”, включающая стихи и поэму. Это – лирика, наталкивающая на размышление о смысле и назначении жизни, о красоте человеческого труда. В сборник вошли стихи о величии родной земли, о нравственной преемственности поколений рабочего класса Урала. “О своей малой родине Римма Дышаленкова говорит такими образами, каких до неё никто не находил. И перед нами предстаёт образ России : “у родников крестьянские глаза, сиротский взор у ласковых ромашек”, а “берёзы сероглазы и светлы, как будто вдовы слёзные России” ( 6 ; 4 ).

В 1992 году издаётся сборник гражданских и лирических стихотворений “С высоты земли”. Он воплощает взаимоотношения между людьми, красоту и трагическую обречённость южноуральской природы, которую современная индустриальная цивилизация края поставила на грань выживания. Сборник включает в себя так же две поэмы – “Бегу по цементу” и “Уральская кадриль”.

Сегодня место работы Р.Дышаленковой – телекомпания “ТВ – ИН ”Магнитогорского комбината. “Почерк” её передач каноничен : в студию Римма Андрияновна приглашает людей, которым есть что рассказать землякам. Готовится выйти в свет её новая книга, раскрывающая дарование поэтессы с совершенно неожиданной стороны – это литая проза, состоящая из двух частей : прозаической “Прощальное слово о знахаре” и подборке стихов “Алатырь-камень-Беловодье-Аркаим.”

“Римма Андрияновна – властелин территории, не нанесённой ни на одну карту – территории мудрости. Она безукоризненно владеет самым неподатливым на свете материалом – словом” ( 6 ). Её репутация признана такими мастерами слова , как наш известный земляк Николай Воронов, лауреат Государственной премии имени М.Горького Валентин Сидоров, секретарь Союза писателей России Константин Скворцов и другие.

Р.Дышаленкова очень много и плодотворно сотрудничает с композиторами уральского региона. На её стихи написаны не только песни, но и произведения крупной формы. Среди сочинений можно назвать : “Вальс металлургов” Лядовой, “Встреча у Магнитной горы”, “Коксовый пирог”, “Застольная за кузнецов” А.Никитина, “Славянка” А.Мордуховича, “Ивашкины ложки” В.Семененко, театральная музыка А.Кривошея и другие.

Особенно тесное сотворчество состоялось с композитором Магнитогорской консерватории В. Сидоровым. На стихи Р. Дышаленковой были написаны песни “Подлетая к Челябинску”, “Постучи в мою дверь”, “У зимы с летом”. Из крупных сочинений – сюита для вокального ансамбля “Счастье моё”, куда вошли стихи “Как за речкой”, “Ветер тронул камышину”, “Счастье моё”, “Настоялся мёд, пир пора пировать” и кантата “На Урале заводском”.

В 1980 году Р. Дышаленкова начинает писать поэму в танцах, песнях, притчах, заговорах и частушках “Уральская кадриль”. Своими задумками она поделилась с В. Сидоровым. Композитора привлёк сюжет и необычная форма построения цикла, и он с удовольствием погружается в работу над новым сочинением.

В основу формы построения поэтического текста легло старинное построение уральской кадрили. Раньше в деревне или заводском посёлке это действо собирало много участников и зрителей. Каждое новое действие в кадрили объявлял ведущий, важно выкрикивая : “Фигура перва! Втора…” и т. д. Танец развёртывался в игры, песни, посиделки. Всего в поэтическом источнике 12 фигур (3, 4). Композитор включает в кантату 9 фигур и одно стихотворение “Сходка” (в кантате это №6 “Старики рассуждают”), взятый из цикла стихотворений Р. Дышаленковой “Песни старого Урала”.

У стихотворения “Сходка” сложилась своя судьба. Первоначально оно входило в состав поэмы “Уральская кадриль”, но проходя цензуру было исключено в виду идеологической направленности. Позже, в силу социальных перемен, “Сходка” вошла в цикл стихов “Песни старого Урала” (3). Композитор , создавая кантату, обратился к первоисточнику, взяв все номера, из которых состояла рукопись (включая “Сходку”).

Тематика поэтического содержания произведения отражает различные картины жизни рабочих людей. Главное действующее лицо – простой народ из уральской глубинки. Центральным номером как поэмы, так и кантаты является №6 “Старики рассуждают”. Идея номера – раскрыть историческую связь между старым и молодым поколениями.

Кантата написана для хора без сопровождения и состоит из 10 частей:

№1 Хоровод; №2 Ивашкины ложки; №3 Девичий наговор; №4 Молодушки шепчутся; №5 Ручеёк-смотрины; №6 Старики рассуждают; №7 Пугало; №8 Старинная песня; №9 Ряженые; №10 Вдоль по кадрили

(в дальнейшем будут указаны лишь номера).

В основе жанра используется хоровая песня. Хоровая многоголосная песня включает в себя не только мелодическую основу, но и разнообразную технику многоголосия. Именно этот жанр совмещает в себе глубину и объективность содержания, эпический размах музыкального развития с простотой и доступностью формы ( 7 ).

Не случайно композитор пишет произведение для хора без сопровождения. Здесь трудно “спрятаться” за фактуру – всё решает яркая, выразительная песенная мелодия и достаточно развитая полифония. Хоровые номера обладают чёткими и конкретными признаками песенного жанра. Прослеживается сочетание содержательности и доходчивости, мелодический материал – национальный по духу и форме.

Хотя композитор и назвал своё произведение кантатой, её не стоит рассматривать со стороны классической кантаты. Во-первых, части настолько невелики по продолжительности звучания, что их уместнее было бы назвать номерами, поэтому на первый взгляд трудно определить циклическое развитие формы и функции частей. Принцип соединения частей скорее напоминает сюитное построение. Можно указать на некоторые части, несущие смысловую нагрузку. Так №1 “Хоровод” – это вступление, №10 “Вдоль по кадрили” – заключение, №6 “Старики рассуждают” и №8 “Старинная песня” – кульминационные.

№1, как было сказано выше, является вступительной частью не только в плане формообразования структуры кантаты, но и в поэтическом цикле. Это картина природы, рисующая Урал богатый, Урал трудовой и Урал отдыхающий. Перед слушателем открывается картина жизни уральского народа с разных сторон: на одном берегу – “домны дымные дымят”, на другом – “ярмарки шумят”.

Среди частей кантаты можно выявить “мужские” номера и “женские”. К “мужским” номерам можно отнести №2, №6 и №8. Второй номер рисует картину работы народных умельцев. Он написан в живой, шутливой манере, высмеивая “измену” ложек своему мастеру. Шестой номер – трудовая песня о тяжёлых буднях рабочего народа в духе удалецких песен. Здесь во всём слышна вера в справедливость, надежда на лучшие времена, а в конце номера – явная угроза обидчикам. От этого номера можно провести логическую нить к следующему “мужскому” номеру – “Старинная песня”, где образы и мысли, заложенные в поэтическом тексте, получают дальнейшее развитие, приводя к кульминации. Эти две части наиболее весомые в кантате. (№8 будет рассматриваться далее более подробно).

Номера 3 и 4 – “женские”. Разговор ведётся от лица молодых девушек. В №3 рисуется обрядовая сцена гадания, приговора любимого. Проникновенно-сокровенный тон передаёт магическую атмосферу таинства. Прозрачная музыкальная ткань в сочетании с речитативными фразами ясно рисует сцену, как девицы гадают и шепчутся. №4 повествует о жизни молодой жены, которую, очевидно, насильно выдали замуж за грубого неотёсанного мужика. Но музыка и текст передают скорее не страдания и тоску, а насмешку над глупым мужем, которого ждёт расплата за плохое обращение с женой. В музыке развитие идёт от шёпота к решительному утверждению.

№5 можно назвать “смешанным”. Это свадебная песня, где изображается обрядовая сцена сватовства. Часть построена на диалоге между парнем и девушкой. Девушка выражает мысли и надежды на замужнюю жизнь.

К свадебным также относится №9. Непосредственное развитие тематического материала создаёт впечатление разворачивающейся театральной сцены. В форме диалога между мужскими и женскими партиями рисуется картина заигрывания подруг невесты и друзей жениха. Непринуждённое и шутливое настроение достигается за счёт стилизации народных частушек.

Наконец, №10 выполняет функцию заключения как в текстовом, так и в музыкальном материалах. Тематическая нить протягивается от первого номера к последнему как рассказ от третьего лица о сегодняшнем дне. Этот номер является своеобразным итогом всего цикла, повествующим о том, что спустя столько времени люди помнят традиции и обычаи своих предков.

(№7 “Пугало” будет рассматриваться подробно).

Таким образом, несвязанные на первый взгляд между собой части при более глубоком рассмотрении оказываются логически выстроенным циклом.

Раскрывая музыкальный образ каждой части, композитор использует всю палитру тембральных красок голосов. Образ молодой девушки ( №3 ) несёт солирующая партия альта; есть хоры, где солируют целые партии ( №5, №8 ), контрастные сопоставления женского состава мужскому ( №6, №8, №9) оживляют восприятие, театрализуют (принцип диалогичности); в №10 хоровой вокализ “говорит” то, что не скажешь словами. В нескольких хорах контрастное соотношение отдельных партий ко всему хору tutti. Композитор часто использует дивизии в партиях ( №3 – альт и тенор, №4 – тенор и бас, №5 – сопрано ). В заключение №7 композитор вводит басов-октавистов.

Как упоминалось ранее, в кантате преобладает песенность с характерной куплетно-вариационной формой (№2, №5, №6, №8), но также есть части с преобладающей 3-хчастностью (№1, №4). Репризность ощущается в №4 и №5. Номера 3, 7, 9 – в форме сквозного развития, №10 близок к 2-хчастной репризной форме, хотя опору на куплетность можно проследить везде. В кантате трудно выявить чистые формы, так как почти все синтезированы.

Одной из закономерностей в развитии музыкального материала я бы назвал стремление к динамизации заключительных (чаще репризных) разделов. Проявляется это в уплотнении фактуры, использовании “громкой” динамики. Кульминационный раздел чаще всего приходится именно на финал (№1, №8, №10). В репризе №7 тема дана в увеличении.

Одной из характерных черт русской национальной певческой школы является преобладание линеарного горизонтального мышления. Почти в каждом номере присутствует подголосочная полифония, имитации, которые выстраиваются в звучащую вертикаль, где преобладает ясная гармония (классические системы), либо сонорные кластеры. Полифонический склад изложения не вытесняет полностью гомофонно-гармонический.

Гармонический анализ кантаты оказался очень интересным и необычным. Здесь мы можем встретить разнообразные системы от простых Т-S-Д соотношений (№9), до модальности (№3).

Композитор умело использует аккустически богатые септаккорды побочных ступеней: II, VI, III, VII, S7. В некоторых частях ощущается постоянная тональная переменность (чаще между параллельными тональностями). Есть номера с преобладающими яркими плагальными (№6), либо автентическими (№8) оборотами; возможно совмещение нескольких тональных центров (g – Es - №5).

Яркие отклонения, смелые модуляции с использованием минорной доминанты, гармонической субдоминанты, одноимённых тоник наряду с традиционными ладами мажоро-минорной системы. В №3 высокая четвёртая ступень (лидийский лад) образует опору на Ув5/3 (b – d - fis).

Мы можем проследить полигармонические взаимосвязи (№1), где на постоянном доминантовом басу звучат VI, II, Д функции.

Сложный гармонический язык некоторых частей требует предельной внимательности как со стороны исполнителей, так и дирижёра.

В каждой части кантаты композитор указывает чёткий хронометраж. Просмотрев всё произведение можно сказать, что преобладают подвижные, даже скорые темпы (6 номеров). Некоторые части носят явно танцевальный характер (№2, №9, №10). Нередко встречается 3-хдольный метр: №2 – 6/8, №3 – 6/4, №4 –3/4, но преобладает двудольность: №1, №4 – С, №8 – 4/4, №5, №9 – 2/4, №10 – 2/4 на 3/4.

Дополнительное внимание нужно уделить №3, №7, №10. В них сочетаются переменные, чаще сложные размеры: №3 - 6/4 на 5/4, №7 – 11/8 на 8/8, №10 – 2/4 на 3/4. В номерах 4 и 7 в ритмическом рисунке – синкопы.

В некоторые номера включены элементы звукоизобразительности: в №2 – акцент на “2и” ( ) создаёт ощущение притопывания во время танца, в №4 басовая партия построена через четвертную паузу, изображая вздохи, отражающие смысл текста. В №7 на слове “бряк” композитор указал примерную высоту звучания, предлагая исполнить его выкриком, а в №3 соло альта исполняется фиксированным речетативом, также отражая текст.

В плане нюансировки, номера чаще построены на контрастном сопоставлении “ р ” и “ f ”, применении принципа динамизации. Лишь две части должны выделяться в этом плане: №5 можно назвать “тихим” – преобладающий нюанс от “ рр” до “ mf”, лишь несколько последних тактов исполняются на “f”. №6 наоборот “громкий” – лишь 6 тактов в середине части даются на “р”.

На эти особенности нужно обратить внимание хормейстера при работе, тогда, преодолев исполнительские трудности, оживёт музыка.

В тесситурном и динамическом плане вряд ли будут сложности, так как В. Сидоров учитывает природные возможности исполнителей. Удобный диапазон и логичное развитие музыкальной мысли – это залог хорошего строя и ансамбля.

Теперь более подробно будут рассмотрены №7 “Пугало” и №8 “Старинная песня”.

“Пугало” поражает своей детской непосредственностью, наивностью. Напоминает яркие лубочные представления или скоморошьи шуточные забавы да небылицы.

Образ пугало оживает, он одухотворён, ему свойственны человеческие чувства:

“Село пугало горе горевать…

Плачет пугало, слёзы смачивает…”

Чудаковатый образ подчёркивается яркими речевыми характеристиками, свойственными народному говору, присказкам, поговоркам:

“Наряжала пугало детвора,

Смастерили голову из ведра…

Носят пугалы парчевой наряд

Речи важные говорят…

дескать, пугалы жизнь не так живут…

заскворчало пугало, забренчало…

…набежал на помощь честной народ…”

(подчёркнутые слова наиболее колоритны).

Надо отметить, что композитор чутко улавливает интонации и настроение стиха, раскрашивая и акцентируя их в музыкальном полотне. “Речи важные говорят” – небольшой динамический подъём (и интонационный ), но следующий эпизод – меняется настроение “заскворчало пугало…” – динамика “р”, теряется единый ритмический ансамбль (сопрано и басы – отдельные “колкие” восьмые), тенор вообще выключен, неустойчивая резкая гармония – постоянно звучит тритон . (смотри приложение №3,2 цифра,6 такт, третья цифра)

“Село пугало горе горевать…” словно (взахлёб) причитает пугало – в партитуре stretta B-T-S+A, один интонационный мотив проходит в тональностях h-moll – cis-moll – d-moll, постоянно повышается тесситура. Остроту придают альтерированные ступени, образуя Ум5/3. ( 4 цифра, 2 такт)

“Что ни вести, то местные…” загадочность, отвлечённость от действительности, мечты – в музыке это “рисуется” необычной гармонией септаккордов, нюансом “р”. ( 2 цифра)

Стихотворный текст в этом хоре играет главенствующую роль, что В. Сидоров удачно воплощает, придав хоровым партиям речитативно-декламационный характер изложения. Структура хора основана на развитии двух тем. Первая (1 цифра) более напевна, вокальна, получает большое развитие в дальнейшем, вторая тема (2 цифра), как говорилось – хоровая речитация, почти не изменяется.

Схематично структура хора выглядит так: А В А1 В1 А2 – в целом форму хора можно опредилить как трёх-пятичастная.

Начинается хор с имитационного проведения первой темы в тональностях D-dur – тоника (альт), A-dur – доминанты (тенор), h-moll – VI ступени, параллельная тональность (сопрано), после чего закрепляется h-moll (ля диез – вводная ступень), после strett-ы “По бокам навесили” (2 цифра,8 такт ) в тональностях h – cis – d мы приходим в fis – доминанта h-moll.

В данном эпизоде дирижёру нужно быть внимательным к метро-ритмическому рисунку. Размер 11/8 – сложный, с постоянно меняющейся группировкой. Варианты группировок 11/8 = 2+2+3+2+2; =3+3+3+2; =2+3+2+2+2; =2+2+2+2+3.

После четвертной паузы, следующий раздел (“Что ни вести…”) – получает новую окраску. Вместо первоначального D-dur происходит замена на одноимённую минорную тональность (d-moll). Мы попадаем в бемольную сферу ( в гармонии VI септаккорд, V септаккорд натуральный, S септаккорд, Т секстаккорд, II септаккорд, остановка на Д). Именно такой тональный сдвиг даёт ощущение мечтательности и “необычности”. Размер 8/8 группируется 2+3+3.

“Носят пугалы парчевой наряд” (2 цифра,5 такт). Мелодия сопрано дублируется всеми голосами в параллельном движении. Линеарность выстраивается в гармонические септаккорды.

Новый вариант первой темы, на фоне органного пункта С – тема в первоначальной тональности D-dur, следующий такт A-dur на органном пункте G (3 цифра).

“Плачет пугало, слёзы смазывает” – возвращается вторая тема, но она в новом варианте, вместо 6 тактов – 4; размер не 8/8, а 11/8.

Заключительный репризный раздел “ завелось с тех пор…” - это возвращение темы А, но в увеличении (6 цифра). Хоровой унисон радостно провозглашает конец всем злосчастиям смешного пугала. Доля юмора приходится на не соответствие торжественного, величественного музыкального финала и литературного текста:

“Завелось с тех пор в том народе

Слушать пугало в огороде.” (6 цифра)

Вторая фраза ещё более помпезна – у всех партий divisi, на органном тоническом пункте (ре-ля) звучит первая тема в аккордовом изложении (6 цифра,4 такт).

В последнем разделе композитор ставит размер 8/8, но внимательно изучив музыкальную и текстовую ткань, можно уловить переменный метр четвертей, а не восьмых (4/4;3/4 5/4; 2/4 4/4).

В беседе с композитором, который согласился с такой трактовкой, Владимир Сидоров подчеркивает, что стихотворный текст здесь играет доминантную и организационную роль. На это замечание надо обратить внимание хормейстерам, которые в будущем будут исполнять это произведение.

Хор “Пугало” очень интересен, но и довольно сложен в исполнительском отношении. Быстрый темп ( четверть=216), меняющийся метр, сложный гармонический язык с отклонениями и сопоставлениями, соблюдение динамической нюансировки – требуют повышенного внимания.

Есть неудобные дикционные эпизоды (4 цифра). В партии басов распев двух шестнадцатых заканчивается на –ой. Следующая гласная “о”, их необходимо разделить.

Элементы звукописи – хор изображает падение пугало – “бряк” - только говор, без определённой высоты (4 цифра,2 такт).

В противовес всем трудностям исполнения, надо указать, что тесситура удобна для всех голосов, ансамбль голосов почти везде выровнен, нет напряжённых, форсированных эпизодов, что способствует сохранению строя.

“Старинная песня” является №8 в цикле “На Урале заводском” и написана для 4-х голосного смешанного хора. Как следует из названия, номер представляет собой произведение в духе старинной народной песни, вводя слушателя в мир суровых трудовых будней рабочего класса. Композитор прибёг к традиционному русскому народному фольклору, отражая идею, заложенную в тексте поэта. Точно используя средства выразительности, форму и весь комплекс музыкальных ценностей, автор достиг прекрасного слияния литературного текста и композиторского мастерства.

При всей компактности и непродолжительности номера можно проследить логику его развития. Эта песня сравнима с большим произведением, где ясно определены начало – основное ядро, нарастание всех средств выразительности к кульминации и завершение, как утверждение основной идеи. Музыка тонко передаёт смысл словесного текста при абсолютно чёткой куплетно-вариационной форме. Форма выбрана композитором не случайно: куплетность придаёт номеру чёткость, строгость построения, простоту восприятия при прослушивании, а также является признаком песенности. Вариационность же позволяет в жёстких рамках достигнуть художественной выразительности и интересного развития за короткое время.

В номере четыре куплета и заключение. Каждый куплет отражает своё настроение и идею и ведёт к общей кульминации, неся свою функцию в цикличности номера.

Первый куплет несёт функцию запева. Логично исполнение его у партии басов и на нюансе “р”. Можно сразу сказать о мощном ядре, заложенном здесь. Тихое звучание низких голосов наиболее подходит для отражения текста, а также позволяет предположить, какого размаха может достигнуть развитие к кульминации.

Образ обречённого, уставшего народа от гнёта и работы достигается и через гармонический план – мелодия, построенная на звуках тонического трезвучия, достигает октавного диапозона уже в первом такте. Во всём куплете отсутствует субдоминантовая гармония : два такта – Т, два такта – Д с минимальным изменением. Но толчок к развитию заложен уже в первой волевой квартовой интонации, в восходящем движении первых мелодических ходов и в разомкнутости периода (смотри приложение №3,1 цифра).

Второй куплет – это вторая волна развития : изменения внесены практически в весь музыкальный план. Нюанс с “ р ” поднимается на “ mр ”, при этом словесный текст отдаётся двум крайним партиям – сопрано и басу, а альт и тенор создают гармоническую заполненность на закрытый рот. Изменяется направление движения мелодии с восходящего на нисходящее, таким образом появляется мелодический минор. Появление альтерированной ступени ( VI высокой ступени) вносит колорит родства с русской народной музыкой (2 цифра).

Третий куплет является очередным витком динамического наростания. Возвращается мелодия первого куплета, притерпевая ряд изменений : динамика усиливается до “ mf ”, тема проходит в партиях альтов и басов в унисон. Унисонное исполнение создаёт ощущение призыва народа, как большой сплочённой группы , движимой единой мыслью, единой целью (3 цифра). В третьей цифре, четвёртом такте каноном вступают тенора, соединяясь с альтом и басом, а через четыре такта , таким же каноном, туда же подключается партия сопрано. Это развитие естественным путём приводит к кульминационному подъёму – четвёртому куплету, где все голоса объединяются в единый, утверждающий глас (4 цифра). Монолитность звучанию придаёт использование композитором гомофонно-гармонической фактуры изложения в нюансе “ f ”. В пятой цифре исчезают все дробные единицы, и все голоса звучат в едином четвертном ритме, что придаёт черты гимничности. А двоекратное повторение четвертого куплета (5цифра), воспроизводится как всеутверждающее начало. Используя традиционные элементы народной песенности, композитор прибегает к огромному разрыву между партиями, достигающие до децимы, что придаёт эффект объёмности звучания. Кульминация постепенно достигает своего аппогея, динамически разрастаясь от “ f ” до “ fff ”. Последние такты номера звучат потрясая своей масштабностью. Утверждающе звучит последний аккорд всех хоровых партий – унисон (5 цифра, 8 такт).

Все средства музыкальной выразительности подобраны и выстроенны для наибольшего отражения развития образов, заложенных в тексте.

В запеве в партии басов применяются распевы (аналогичная ситуация в цифре 3 в партиях альта и баса). Но по мере подключения голосов, ритмические фигуры становятся более однообразными, изображая декломационную речь, утверждающую основную идею. Таким образом весь последний куплет построен только на движении четвертями.

Нюансировка также использованна по мере развития образа. От “р” путём подключения голосов и “поднятия” нюанса до “fff” достигается ощущение огромной звуковой волны.

На протяжении всей части тональность d-moll не изменяется. В первом куплете используется только один хроматический звук – cis, означающий гармонический лад. Во второй цифре появляется звук “h” ( VI высокая ступень), знаменуя мелодический минор. Заканчивается часть на унисонном звуке “d”, как утверждение тоники.

В части использованы все виды сочетаний голосов: от сольной партии (цифра 1) до tutti (цифра 4, 5) через ансамблевые. Ведущей партией здесь является партия басов – ей всегда поручены текст и мелодия в основном виде. Остальные голоса то выключены, то дублируют в унисон или терцию, то исполняют вокализ. Таким образом создаются ансамбли: бас и сопрано (цифра 2), бас и альт с подключением тенора (цифра 3).

Диапазон каждого голоса не составляет труда для исполнения части. В основном испольуется мелодия в пределах октавы, в партии сопрано – большой децимы. Примечательно то, что нижняя половина диапазона используется в начальных куплетах, постепенно “поднимаясь” к цифре 4. В последних двух цифрах (4 и 5) применена верхняя часть тесситуры в партиях всех голосов. Этим достигается эффект динамизации музыкального материала, образа, при том, что разрыв между голосами практически сохраняется.

При работе хормейстера с этой частью следует учитывать все особенности данного номера. Во-первых, должного внимания заслуживает построение части в смысле динамизации. Дирижёр должен добиться постепенного (!) поднятия нюанса по мере подключения голосов. Это наиболее трудно при переходах от первой цифры ко второй, где сразу после сольной партии баса вступают все голоса, и от второй к третьей, где опять солируют альт и бас после четырёхголосия. Следует избегать более громкого звучания 2 цифры по сравнению с цифрами 1 и 3 из-за колличества голосов.

Начиная с цифры 3 на стыках стихотворных строк используется каноническое вступление голосов и дальнейшее их выравнивание в единую ритмическую фигуру. Этот приём создаёт впечатление неприрывного потока четвертей, способствуя созданию образа. Дирижёр должен следить, чтобы развитие музыкальной мысли не останавливалось с цифры 3 до конца части, заполняя кадансы сольными высказываниями отдельных партий.

Следует обратить внимание и на параллельное движение голосов терциями (2 цифра) и в унисон (3 цифра). Каждая четверть создаёт ясную гармонию вертикали. Дирижёр должен добиваться одновременного взятия всех звуков хорошо выстроенного интервала или аккорда и своевременного снятия во всех партиях. При этом главной целью всё же должно быть линеарное движение мелодии. Особенно этого следует добиваться в вокализе цифры 2 и в цифрах 4 и 5, когда ровное движение четвертей может отяготить музыкальную ткань.

Особую трудность для дирижёра-хормейстера представляет удачное взятие темпа. Он должен быть наиболее близок к указанному хронометру, рекомендуемому композитором. Неправильный выбор темпа изменит образный строй части: более быстрый темп не даст возможности показать широту и напевность первых куплетов, а более медленный – отяготить последние цифры и приостановить движение к коде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется остановиться на исполнителях, сотрудничавших ранее и исполняющих музыку В. Сидорова сегодня.

Первыми исполнителями песен начинающего композитора были два вокально-инструментальных ансамбля, созданные В. Сидоровым при Левобережном Дворце культуры и техники Магнитогорского металлургического комбината (“Магнитон”) и при Дворце культуры “Строителей” (“Эхо”). В 1975 году ВИА “Эхо” участвует в областном смотре-конкурсе в городе Златоусте с исполнением цикла песен, написанного композитором на стихи Бориса Ручьёва. Это выступление было отмечено дипломом и званием лауреата.

Учась в Уральской консерватории В. Сидоров продолжает тесное сотрудничество с музыкантами города Свердловска. Большое колличество песен им было написано для ансамбля “Юпитер”, состоящего из друзей-однокурсников. Этим ансамблем были сделаны многочисленные записи на радио. Так музыка композитора начинала приобретать популярность.

В Магнитогорске Владимир Александрович сочиняет музыку для различных составов и коллективов. Первым исполнителем хоровых сочинений стала Магнитогорская государственная капелла под руководством С. Г. Эйдинова: Оратория “Сказание о Магнитной горе”, кантата “На Урале заводском”. Некоторые номера кантаты звучали в концертах в исполнении Муниципального камерного хора (руководитель С. В. Синдина). В интересной интерпритации звучала музыка, написанная для оркетсра народных инструментов в исполнении оркестра музыкального училища (руководитель А.Н.Якупов) и консерватории (руководитель С.А.Брык), ансамбля “Родные напевы” (руководитель В. С. Васкевич, П. А. Цоколо).

“…Буквально бурю оваций вызвало исполнение обработок трёх русских народных песен: “Усы”, “Лебёдушка”, “Хозяйка”. Любопытно, что эти произведения магнитогорский композитор В.Сидоров написал для синтезатора с ансамблем. Применение электронного инструмента, тем не менее, оказалось вполне оправданным и привнесло в партитуру много новых тембральных красок. В этот незабываемый вечер музыканты много и с удовольствием играли на “бис”…” (Информационный бюллетень “Народники”, г.Москва. №1 ( 13 ), 1996 г.) и “…Ансамбль профессоров – так шутливо называет “Родные напевы” сам руководитель… В “Трёх русских народных песнях” в обработке композитора В.Сидорова “профессора” впервые запели. По признанию многих, это один из лучших номеров их программы. Слова из песни “Право, денег нет!” публике безумно нравятся…” ( “Магнитогорские вести”, № 21, 1997 г.)

Большая работа проводилась с солистами, исполнителями вокальной музыки по созданию аудиозаписей и магнитоальбомов. Среди них: И.Гвенцадзе, А.Костёркина, Т.Борисовская, Т.Омельницкая, Л.Богатырёва, К.Вихрова. приведём примеры некоторых высказываний этих исполнителей: “…Отрадно встретить композитора, который вобрал в своём творчестве всё лучшее и сокровенное, что всегда отличало русскую песню: мелодичность и широту души, юмор и удаль. И всё это сделано с учётом современных музыкальных направлений и течений. На мой взгляд, главное в творчестве Владимира Сидорова – неотрывная связь его песен с фольклором…”, “…камерные вокальные сочинения Владимира Сидорова раскрывают глубинные и философские категории бытия. Это органичный синтез музыкального мышления нашего современника с высотами мировой классической поэзии. Для данных сочинений характерно сплетение загадочных и красиво звучащих гармонических оборотов, обволакивающих “её Величество” мелодию, с полифоничностью фактуры и вниманием к едва заметным смысловым нюансам. Работая над вокальной лирикой Владимира Сидорова и записав несколько циклов на радио, я получил истинно творческое удовлетворение от соприкосновения с интересной, неординарной музыкой. Считаю, что данные сочинения просто необходимы студентам консерваторий для расширения стилистического опыта, совершенствования вокально-технических приёмов и обогащения духовной палитры…” (Ираклий Гвенцадзе, лауреат международных конкурсов, доцент Магнитогорской государственной консерватории).

“…Когда я поступила в ВММУ, судьба свела меня с Владимиром Александровичем Сидоровым. Наша встреча явилась творческим толчком для Владимира Александровича и стимулом творческого роста для меня. Благодаря Владимиру Александровичу я сейчас имею свой репертуар и своё артистическое лицо…Всё, что я пою, написано Владимиром Александровичем Сидоровым. Это многогранная творческая личность, с которой мне интересно работать, и, я надеюсь, что и ему тоже. Наш дуэт сформировался на основе свободного творческого выбора и то, что мы встретились, сделали, делаем, мне кажется какой-то естественной закономерностью…” (Лариса Богатырёва., газета “Голос магнитогорской молодёжи” 1995 г.)

В течение 1990-1998 годов композитором выпущены аудиоальбомы, включающие в себя как сольные альбомы, так и сборники разных исполнителей: Татьяна Омельницкая “Зачем тебе я изменила”, Лариса Богатырёва “После дождичка в четверг”, “Горько”, Кристина Вихрова “Радость любви”; “Р-Революционные песни”, “Друзьям – детям застол”, “Когда любовь ушла”, “Если услышишь песню о любви”, “Аллегория иронии.Стихомысли и стихопесни”, “Магнитка в творчестве композитора Владимира Сидорова”, “Мы с песней не разлучны”, “Владимир Сидоров. Камерная вокальная музыка”

К 25-летию деятельности композитора в музыкальном искусстве, издательство “Магнит” решило осуществить проект по изданию серии сборников по жанрам из огромного творческого багажа Владимира Александровича Сидорова. Впервые осуществилось издание хоровых, вокальных и инструментальных произведений. Каждая серия красочна, к нотным сборникам прилагаются аудиокассеты с записями данной музыки в исполнении лучших музыкантов Магнитки.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Виханская А.М. О некоторых особенностях развития кантаты в России //

Материалы научно-практической конференции “Прошлое и настоящее

русской хоровой культуры.” - Ленинград, 1981.

2.Вольфович М.В. Музыканты Южного Урала. – Челябинск,1991.

3.Дышаленкова Р. С высоты земли // Книга стихотворений и поэм. –

Челябинск, 1992

4.Дышаленкова Р. Уральская кадриль // Стихи и поэма. – Челябинск,1985.

5.Дышаленкова Р. Четыре окна // Стихи – М., 1978.

6.Каганис В. Территория мудрости Риммы Дышаленковой // Магнитогорский

металл. – 28 апреля, 2001.

7.Коловский О.П. Русская хоровая песня. (Традиции, современная

практика).// Сб.трудов МГПИ имени Гнесиных вып.37.

8.Мирошниченко С.М. Становление хорового исполнительства на Южном

Урале. – Магнитогорск, 1999.

9.Мурыгина С. Юлий Гальперин Цикл хоровых миниатюр “Бабьи пески”.//

Реферат. На правах рукописи. – Магнитогорск, 1999.

10.Никитин К.Н. Традиционное и новаторское в советской хоровой музыке

60 -70-х годов.// Материалы научно-практической конференции “Прошлое

и настоящее русской хоровой культуры.” – Ленинград, 1981.

11.Сидоров В.А. Каталог сочинений. – Магнитогорск, 1999.

12.Синецкая Т. Каталог произведений композиторов Южного Урала. –

Челябинск, 1996.

13.Чернова Е.В. Музыкальная жизнь города Магнитогорска в 80-90-е годы

(к проблеме функционирования музыкального искуксства).// Диссертация.

На правах рукописи. – Магнитогорск, 2000.

Магнитогорск 2001


Дополнительную и сопутствующую информацию вы можете получить на сайтах:

www.vlsid.narod.ru - наиболее полное представление о творчестве композитора, произведения различных жанров, каталог сочинений, страницы исполнителей, публицистика, отзывы и др.
www.realmusic.ru - Хоровые сочинения Владимира Сидорова на realmusic.ru (аудио-mp3)
www.youtube.com - Хоровые сочинения Владимира Сидорова на youtube.com
www.vlsid.narod.ru/Chorus.htm - Хоровые сочинения Владимира Сидорова на narod.ru(ноты-pdf; ссылки).
текст | ноты | фонограмма | фотогалерея | отзывы, статьи, интервью | гостевая | основная
Hosted by uCoz